«Транснефть» предлагает создать новый сорт российской нефти — Ural Heavy, заявил директор департамента планирования и учета грузопотоков компании Игорь Кацал. Предполагается, что основой нового сорта станет нефть Уральско-Поволжского региона, которая будет частично выведена из основной российской экспортной смеси Urals, пишет РБК.
В России уже существует несколько основных сортов нефти: тяжелая смесь Urals (цена рассчитывается с дисконтом от Brent), легкая нефть Siberian Light (добывается в Ханты-Мансийском округе), ESPO (марка восточносибирской нефти), Sokol (Сахалин-1), Vityaz (Сахалин-2), арктический сорт ARCO (месторождение Приразломное, разрабатываемое «Газпром нефтью»).
Нефть сорта Ural Heavy будет отличаться от сорта Urals более высоким содержанием серы: 2,3–3,5% вместо 1,3–1,7% соответственно. По мнению Кацала, отгружать нефть потребителям можно будет в порту Усть-Луга в объеме до 30 млн т нефти в год.
По словам официального представителя «Транснефти» Игоря Демина, в России ежегодно добывается 84 млн т нефти с высоким содержанием серы. Такая нефть есть у «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Татнефти», «Башнефти» и других компаний.
Кацал на общественном совете «Транснефти» сообщил, что из России ежегодно экспортируется порядка 60 млн т высокосернистой нефти и каждый год этот объем увеличивается на 2,5 млн т. По его словам, создание нового сорта позволит компаниям избежать дисконта, который они вынуждены будут делать, если объемы продажи высокосернистой нефти под маркой Urals продолжат увеличиваться.
Вице-президент компании «Транснефть» Сергей Андронов в декабре прошлого года оценивал затраты на строительство трубопровода из Усть-Луги для высокосернистой нефти порядка 2,5 млрд руб., а срок строительства — один год.
По мнению старшего аналитика Sberbank CIB Валерия Нестерова, проблема повышения сернистости и плотности российской нефти станет особенно актуальна в 2018 году из-за прироста добычи сернистой и битумной нефти. Эксперт предупреждает, что создание нового сорта ухудшит экономику компаний, которые добывают большое количество такой нефти, особенно «Татнефти» и «Башнефти», хотя такая нефть есть и у других компаний. «Вряд ли такие компании согласятся на появление нового сорта нефти без получения преференций от государства или налоговых льгот. Те компании, которые добывают немного высокосернистой нефти, не понесут экономических потерь и могут даже выиграть за счет улучшения характеристик сорта Urals и роста его стоимости», — считает Нестеров. Потеря бюджета от снижения экспортных пошлин за поставки сернистой нефти будет также компенсирована подорожанием более легкой Urals, добавляет он.
Демин поясняет, что выделение отдельного сернистого сорта нефти также поможет защитить оборудование на НПЗ от износа и коррозии. На качество нефти жалуются заводы центрального региона, например Киришский НПЗ, который принадлежит «Сургутнефтегазу». «Ряд европейских компаний, в том числе венгерская MOL и финская Neste, недовольны снижением качества поставляемой из России нефтяной смеси Urals», — говорил Алекперов журналистам в декабре прошлого года со ссылкой на жалобы потребителей.
Создание нового сорта нефти снизит цену на высокосернистое сырье без увеличения стоимости Urals, сказал пресс-секретарь «Башнефти» Сергей Вереземский. Цена барреля Ural Heavy будет ниже Urals на $2–4,5. Без налоговых льгот компаниям будет невыгодно добывать и перерабатывать такую нефть, предупреждает он.
|