Главный итог года для газовой отрасли — новый любимчик рынка и власти, «Новатэк». А «Газпром» пока проигрывает борьбу за налоговые льготы, продает профильные активы, снижает прогнозы по экспорту и добыче и стоит в 2,4 раза дешевле, чем до кризиса
Пока «Газпром» переваривал последствия сланцевой революции в США, на российском рынке четко проявился новый фаворит — «Новатэк», — констатирует аналитик Банка Москвы Денис Борисов. — У независимого производителя как будто открылось второе дыхание с приходом нового акционера, Геннадия Тимченко«.
Впервые о доле Тимченко стало известно в октябре 2008 г., тогда «Новатэк» стоил $11 млрд, сейчас — $36 млрд. С прошлой весны «Новатэк» купил четыре крупных нефтегазовых актива (два — в конце этого года), потратив $1,9 млрд без учета выкупленных долгов, почти в 2,5 раза нарастил запасы, а также заметно усилил административный ресурс. Летом «Новатэк» заключил соглашение с «Газпромом» о будущем экспорте сжиженного газа (СПГ) с Ямала, фактически минуя монополию концерна. А осенью СПГ-проект «Новатэка» получил льготы от правительства, хотя «Газпром» просил таких же послаблений для себя. В итоге к концу октября капитализация «Новатэка» обновила исторический максимум (перешагнув докризисный рекорд в $29 млрд).
«С чувством удовлетворения»
У «Газпрома» все наоборот: его капитализация почти в 2,4 раза ниже докризисной ($151 млрд), нефтегазовые активы он не покупал, а продавал. Например, «Северэнергию», 25,5% которой купил в ноябре как раз «Новатэк». Он же приобрел у Газпромбанка 51% «Сибнефтегаза», который еще в начале года собирался купить «Газпром». А сам концерн к декабрю почти вдвое сократил долю в «Новатэке», продав 9,4% Газпромбанку. Новых льгот «Газпром» не получил, борьба с Минфином по НДПИ на газ тоже проиграна (впервые за пять лет налог должен вырасти с 2011 г. на 61%), а вместо появления нового акционера ушел старый — германская E. On. Кроме того, «Газпрому» пришлось признать, что сланцевый газ в США — это не миф, добавляет Борисов, а также стать лояльнее к европейским потребителям, потому что экспорт концерна не выйдет на докризисный уровень ни в этом, ни в следующем году. В начале года корректировок к контрактам добились германские E. On, WIEH и Wingas, французская GdF и итальянская Eni. Правда, только для Eni, по данным «Газпрома», снижена цена; у остальных главное изменение — поставка части газа по биржевым или спотовым ценам. Сколько потеряет «Газпром» (и потеряет ли), эксперты сказать не берутся — слишком мало данных: в начале года спотовые цены были почти в 1,5 раза ниже газпромовских, а к концу превысили их. Представитель «Газпрома» расчеты не раскрывает.
«Газпром» заметно дешевле не только «Новатэка», но и западных мейджоров (по мультипликаторам EV/EBITDA и P/E), отмечает Борисов, хотя масштабы «Газпрома» и «Новатэка», конечно, несопоставимы. Сказалось беспокойство рынка за европейские цены и поставки «Газпрома», добавляет аналитик «Тройки диалог» Алекс Фэк. Но в 2011 г. концерн может подорожать примерно до $190 млрд, считает он. Борисов консервативнее: сейчас спотовые цены выросли, однако сказался сезонный фактор, спрос на газ в Европе все еще ниже предложения, «значит, “Газпром” ждет еще один непростой год». А вот «Новатэк» не исчерпал потенциал роста, отмечают оба эксперта.
«Газпром» тоже мог бы стать эффективнее и дороже всех нефтегазовых мейджоров, отмечает сотрудник концерна, только для этого нужно выделить транспорт газа и все многомиллиардные вложения в инфраструктуру, а также перестать навязывать концерну поддержку социальных программ, Олимпиады, АТЭС и проч.
Но предправления «Газпрома» Алексей Миллер ушедшим годом доволен. «Мы провожаем 2010 год с чувством удовлетворения от качественно выполненной работы», — заявил он на днях. «Газпром» активно дорожает, — писал также Миллер в декабрьской колонке на сайте концерна. — Лично у меня нет никаких сомнений, что капитализация «Газпрома» не только выйдет на докризисную отметку, но и достигнет своего справедливого уровня. Моя рекомендация — покупать!«От других прогнозов представитель «Газпрома» отказался.
|