Европейская экономика год от года будет страдать все сильнее из-за отраслевых санкций против России. Так считают ученые из австрийского НИИ экономических исследований (WIFO) Оливер Фриц и Герхард Штрайхер, интервью с которыми опубликовала немецкая газета .
Сумма ежегодного ущерба для ЕС от санкций, подсчитанная экономистами, вызвала настоящий переполох.
«Даже президент России Владимир Путин на экономическом форуме в Санкт-Петербурге обратился к ним: потеря более двух миллионов рабочих мест и до 100 млрд евро в год могут стать платой за попытку экономически надавить на Россию», — пишет издание.
Однако официальная статистика отражает лишь верхушку айсберга — на деле потери еще больше. Например, исходя из цифр первого квартала текущего года, годовая сумма прямого ущерба от экономической войны с Россией для Евросоюза составляет примерно 40 млрд евро. Но связи между государствами ЕС настолько плотные, что за счет косвенного влияния одних стран и отраслей на другие со временем убытки многократно возрастут, утверждает Фриц.
«Мы в своих исследованиях обнаружили, например, что четверть всего негативного влияния на экономику Австрии оказало то, что немецкие компании стали меньше продавать товаров в Россию. Австрийская автомобильная промышленность в значительной степени зависит от германской. Таким образом, даже если сама Австрия не уменьшит экспорт в Россию, ее экономика все равно пострадает от падения немецкого экспорта», — рассказал Фриц.
Такая же картина наблюдается и на европейском рынке труда. Скажем, по данным Федеральной ассоциации немецкой промышленности (BDI), непосредственно с производством товаров и услуг для российского рынка связаны 350 тысяч рабочих мест в Германии, большая часть из которых будет потеряна из-за санкций. Однако если проследить все технологические цепочки, то масштаб увольнений окажется намного больше и коснется не только ФРГ.
Штрайхер приводит простой пример: для того чтобы продать в Россию автомобиль, сборочное производство, кроме прочего, должно получить четыре шины, которые производит уже иная подотрасль промышленности. То есть теряются рабочие места не только у автомобилестроителей, но и у производителей шин. В свою очередь, предприятия, ориентированные на выпуск резины, пластика и других промежуточных товаров, производят их не только для германской автомобильной промышленности, но также и для французской, которая тоже вынуждена снижать экспорт в Россию.
Все приведенные в статье австрийскими экономистами цифры и факты — это прогноз. С момента введения санкций прошло слишком мало времени, чтобы оценить возможный долгосрочный отрицательный эффект от введения ограничений. В действительности плата ЕС за давление на Россию может оказаться куда выше, чем видно сейчас, предупреждают ученые.
«Санкции — политический инструмент, и экономистам довольно сложно их оценивать. Но в любом случае это очень дорогой механизм, реальную эффективность которого оценить невозможно», — заключает Штрайхер.
|